- ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР
ЛИ́РО-ЭПИ́ЧЕСКИЙ ЖАНР (вид), литературные художественные произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики; сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического «я». Связь двух начал может выступать как единство темы (революция тема интимных излияний и эпического повествования в «Хорошо!» В. В. Маяковского), как саморефлексия повествователя (поэмы Б. Л. Пастернака), как психологическо-бытовая мотивировка рассказа (лирический комментарий к дорожным впечатлениям «За далью даль» А. Т. Твардовского), как прямое участие автора в разворачивающемся сюжете («Анна Снегина» С. А. Есенина), как обнажение автором собственных приемов, становящееся элементом художественной концепции (лирическая тема в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина вносит веяние духовной свободы во внутреннюю атмосферу романа, где герои «невольники» чести, страсти, судьбы). Композиционно это соединение часто оформляется в виде лирических отступлений.
Промежуточные между лирикой и эпосом художественного образования имели место в канонических формах в античной, средневековой, классицистической литературах (ода, сатира, баллада). Расцвет Л.-э. ж. в литературе сентиментализма и романтизма, когда возрастает интерес к личности рассказчика («Сентиментальное путешествие» Л. Стерна) и ниспровергаются жанрово-родовые каноны (образец «Люцинда» Ф. Шлегеля). Наиболее характерным для Л.-э. ж. в XIXXX вв. является жанр поэмы, соединяющей эпический размах и сюжетную разработку темы с лирической исповедальностью, элегическими интонациями и т. п. (например, «Возмездие» А. А. Блока). По отношению к прозаическим произведениям Л.-э. ж. чаще употребляется термин лирическая проза.
М. Н. Эпштейн.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.